Общий

Новости школы

Групповой чат

В начале августа этого года мне позвонили из РИА Новости и попросили прокомментировать ряд вопросов по гастрономическому туризму, о котором это уважаемое информационное агентство готовило материал. Я ответил на их вопросы, однако, как мною и предполагалось, эти вопросы и ответы в опубликованный материал не попали. Почему я именно такой результат и предполагал? А потому что «не формат». Не первый год замечаю, что наша страна в информационном плане становится всё больше похожа на СССР: по ТВ и в прессе были сплошь позитивные репортажи о повышении надоев, о наших лучших в мире ракетах, балетах, инженерах, народном хозяйстве и передовой экономике. Чем всё это враньё закончилось – известно: однажды утром граждане СССР проснулись и узнали, что страны больше нет, экономики нет, а все мы торчали и торчим в аутсайдерах мировых экономик. И это при том, что экономика и геополитическое положение СССР были в разы лучше, чем в современной России. Сознаюсь, я понимал, что мои ответы не пройдут. Сознаюсь, что для продуктивной работы наша Ассоциация гастрономического туризма России должна быть на слуху, мелькать в прессе и ТВ и ради этого я долго думал: а не ответить ли мне на заданные вопросы красиво, но лживо? Подумаешь, наврал – зато в центральной прессе упоминание. Но совесть! Совесть-то свою куда девать? Ответил правдиво. Как думаю, как знаю, как есть на самом деле. С чем и предлагаю вам ознакомиться.

РИА НОВОСТИ: Какие направления  гастрономического туризма Вы могли бы выделить как самые интересные?

АГТР: Если вести речь про Россию, то о направлениях, интересных с точки зрения гастрономического туризма, я говорил бы с некоторой натяжкой. Потенциально привлекательных мест у нас огромное количество. Фактически, каждый регион страны интересен своими кулинарными традициями или своеобразной интерпретацией всем знакомых блюд. Но кто об этих направлениях знает, кроме очень узкого круга гурманов? Регионы, практически, не уделяют  внимания собственному продвижению через свою гастрономию, а продвижением своей национальной кухни толком не занимается вообще никто.

РИА НОВОСТИ: Какие направления кажутся Вам самыми востребованными? Какие – недооцененными? Как Вам кажется, вырос ли за последнее время интерес россиян к гастрономическому туризму?

АГТР: А вот с наиболее востребованными или недооценёнными направлениями – тут ещё сложнее. И всё по тем же, выше названным причинам. Кроме этого, лично я с удовольствием съездил бы поесть в Магаданский край или Якутию. Но цена перелёта туда/обратно настолько кусачая, что по карману далеко не каждому. Я с удовольствием съездил бы поесть в Калмыкию. Но кто меня там ждёт именно как гастрономического туриста? И это применительно совершенно ко всему пространству страны. О гастрономическом туризме в России сейчас говорят много. Это у нас тренд, хотя за границей это направление туризма активно развивают и продвигают более 20-ти лет. Но одними разговорами гастрономический туризм не развить. Это отдельное направление туризма, отдельное направление экономики, требующее серьёзного и научного подхода. А у нас пока только форумы и бравада. Хотя, для начала, может быть и это выполняет свою определённую, хотя и мизерную роль: гастрономический туризм на слуху – значит, о нём уже хотя бы слышат, к нему уже проявляют интерес и, со временем, предъявят и требования качества. Просто времени жалко. Пока на местах выдают желаемое за действительное — нашу страну обходят конкуренты, что в современных политических реалиях не идёт нам на пользу. А ведь в нашей Ассоциации владеют всеми инструментами и механизмами для развития отечественного гастротуризма. Но мы пока не встречаем должного понимания со стороны профильных региональных, да и центральных, ведомств.

РИА НОВОСТИ: Пропорционально ли развитие предложений по гастрономическому туризму и спросу на него?

АГТР: Предложения по линии гастрономического туризма относительно спросу на него непропорционально малО как количественно, так и, в особенности, качественно. То небольшое количество (я имею в виду предложения исключительно по России, а не за границу или в бывшие союзные республики) не имеют ничего общего к гастрономическим турам и экскурсиям, как они понимаются во всём мире и поставщиками таких услуг, и их потребителями. У нас в этом направлении пытаются выдумать уже давно придуманный велосипед. Но, не обладая специальными знаниями и умениями – результат никудышный. Наивно считать потенциальных потребителей российских гастрономических туров простачками. Простачков таких нет ни среди наших соотечественников, ни, тем более, среди искушённых иностранных туристов. Ну, не оправдаете вы (мягко говоря) ожиданий туристов от вашего предложения – второй раз надуть их уже не получится. Да и имиджу страны такой наш нечистоплотный подход к гастротурам вредит. Гастрономический туризм в стране надо выращивать с нуля, гастрономическому туризму надо учиться. Но это и затраты времени, и затраты финансовые. Персонажи, претендующие сегодня на роль отечественных экспертов гастрономического туризма не хотят ими быть, а хотят ими казаться. Им некогда изучать устройство гастрономического туризма: надо деньги зарабатывать, потому что пока выучишься – тренд может и пройти. Так зачем зря время терять? Я, например, 5 лет учился непосредственно у Эрика Вольфа, основателя гастрономического туризма как отдельной всемирной отрасли экономики. Из первых рук, так сказать. И до сих пор продолжаю учиться. Но не смотря на все старания и мои, и г-на Вольфа, мы так и не нашли пока ни одного человека в России, который был готов бы посвятить всё своё время глубокому изучению и продвижению российского гастрономического туризма. Вот вам и ответ на вопрос.

РИА НОВОСТИ: Назовите топ-5 ферм, которые необходимо посетить в России?

АГТР: Никакие фермы, обязательные к посещению, я называть не стану. Во-первых, потому что посещение ферм к гастрономическому туризму относят ошибочно. Сельский и агро-туризм с туризмом гастрономическим соприкасаются, но лишь постольку поскольку. Во-вторых, зачем я буду рекламировать фермы, которые на слуху и так, потому что в их узнаваемость вкладывались чьи-то деньги и прочие ресурсы. А быть на слуху и реально соответствовать – две большие разницы, как мы с вами уже определились. И, в-третьих, в России не мало достойных фермерских хозяйств, но про них никто никогда не слышал и ничего не знает. Потому что продвижением своих хозяйств занимается очень малое количество фермеров. Почему? Потому, что они: 1) Не придают этому должного значения; 2) Не умеют этого делать. А как продвинуть своё фермерское хозяйство через гастрономическую привлекательность – это большая тема, требующая отдельного развёрнутого интервью. Интервью для РИА Новости.

 

17.08.2018 года                                                                        А. Н. Парамонов